• ЛУЧШИЙ СТУДЕНТ МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

    в Ивановском медицинском колледже состоялся конкурс «Лучший студент медицинских колледжей Ивановской области»Читать далее

  • Шуйский филиал "ИМК"

    Двери медицинского колледжа открыты для всех, кто желает связать свою жизнь с медициной, получить очень важную и самую гуманную профессиюЧитать далее

  • #БЫТЬВСЕГДАРЯДОМ

    В колледже постоянно работают волонтерские клубы. Один из них клуб "Больничные клоуны и Ко". Четыре года больничные клоуны работали с детьми социально-реабилитационного центра, детским отделением Шуйской ЦРБ Читать далее

  • Один день из жизни колледжа

    Студентам колледжа было предложено, используя цифровой фотоаппарат, индивидуальность команды и неординарность мышления каждого из её участников, рассказать всем о своем дне в колледже

  • Международная олимпиада "Осень-2016"

    Студенты 1 курса сестринского отделения приняли участие в международных олимпиадах "Осень-2016" по предметам "История России" и "Обществознание"

  • "Неделя здоровья"

    В ТЦ «Главмаг» прошла акция «Профилактика сахарного диабета. Здоровое питание»

  • Линия знаний

    Студенты ШМК под руководством О.М. Бытиной стали победителями всероссийской олимпиады по Экологии

  • Студенты ШМК завоевали призовые места во Всероссийской олимпиаде "История знаний"

Уважаемые студенты, преподаватели, абитуриенты:

Уважаемые студенты и преподаватели! Предлагаем Вашему вниманию информациюпо процедуре проведения первичной аккредитации специалистов
Аккредитация специалистов со средним медицинским образованием
Тестовые задания для проведения первого этапа первичной аккредитации специалистов среднего профессионального образования в 2018 г.

Блог Д.Ю. Ратушняка

ратушняк
Ратушняк Денис Юрьевич

Преподавателя математики, информатики и информационных технологий, основ научных исследований

Лекция 1. 2-3 к.

Опубликовал Администратор - 613 просмотров; 2 сентября 2014, 09:11

Лекция 1. Наука и ее роль в развитии общества

1.1. Понятие науки

Понятие «наука» имеет  несколько  основных  значений.  Во-первых,  под  наукой (греч. episteme,  лат. scientia)  мы  понимаем  сферу  человеческой  деятельности,  направленную  на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности. Во втором значении  наука  выступает  как  результат  этой  деятельности– система  полученных  научных знаний. В-третьих, термин "наука" употребляется для обозначения отдельных отраслей научного знания. В-четвертых, науку можно рассматривать как отрасль культуры, которая существовала не вовсе  времена  и  не  у  всех  народов.  В  ходе  исторического  развития  наука  превратилась  в производительную силу общества и важнейший социальный институт.

Непосредственные цели науки– это получение знаний об окружающем мире, предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. В широком смысле ее цель – теоретическое  отражение  действительности. 

Наука  создана  для  непосредственного выявления  существенных  сторон  всех  явлений  природы,  общества  и  мышления.  К  основным задачам науки можно отнести:

1) открытие законов движения природы, общества, мышления и познания;

2)  сбор,  анализ,  обобщение  фактов;

3)  систематизация  полученных  знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

Правильность  научного  знания  определяется  не  только  логикой,  но,  прежде  всего обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логического его обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Будучи неотъемлемой, от практического способа освоения мира, наука как производство знания  представляет  собой  весьма  специфическую  форму  деятельности,  отличную  как  от деятельности в сфере материального производства, так и от других видов духовной деятельности.

Если в материальном производстве знания используются лишь в качестве идеальных средств, то в науке их получение образует главную и непосредственную цель, независимо от того, в каком виде воплощается эта цель- в виде ли теоретического описания, схемы технологического процесса, сводки  экспериментальных  данных  или  формулы  какого-либо  препарата.  В  отличие  от  видов деятельности, результат которых зачастую известен заранее или задан до начала деятельности, научная  деятельность  правомерно  называется  таковой  лишь  постольку,  поскольку  она  даёт приращение  нового  знания,  т.е.  её  результат  принципиально  нетрадиционен.  Именно  поэтому наука выступает как сила, постоянно революционизирующая другие  виды деятельности.

От  эстетического(художественного)  способа  освоения  действительности,  носителем которого  является  искусство,  науку  отличает  стремление  к  обезличенному,  максимально обобщённому объективному знанию, в то время как в искусстве результаты художественного познания неотделимы от индивидуально-неповторимого личностного элемента. Часто искусство характеризуют как "мышление в образах", а науку- как"мышление в понятиях", имея целью подчеркнуть, что первое развивает преимущественно чувственно-образную сторону творческой способности человека, а наука- в основном интеллектуально-понятийную. Однако эти различия не означают непроходимой грани между наукой и искусством, которые объединяет творчески-познавательное  отношение  к  действительности.  С  одной  стороны,  в  построениях  науки,  в частности в конструкции теории, в математической формуле, в схеме эксперимента или его идее, существенную  роль  нередко  играет  эстетический  элемент,  что  специально  отмечали  многие

учёные.  С  другой  стороны,  произведения  искусства  несут,  помимо  эстетической,  и познавательную нагрузку.

Сложный характер имеет взаимосвязь между наукой и философией как специфическими формами  общественного  сознания.  Философия  всегда  в  той  или  иной  мере  выполняет  по отношению  к  науке  функции  методологии  познания  и  мировоззренческой  интерпретации  его результатов.  Философию  объединяет  с  наукой  также  стремление  к  построению  знания  в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Высшего воплощения это стремление  достигает  в  диалектическом  материализме-  философии,  которая  сознательно  и открыто связывает себя с наукой, с научным методом, делая предметом своего изучения наиболее общие законы развития природы, общества и мышления и, опираясь при этом на результаты науки.

Развитию науки свойствен кумулятивный характер: на каждом историческом этапе она суммирует  в  концентрированном  виде  свои  прошлые  достижения,  и  каждый  результат  науки входит  неотъемлемой  частью  в  её  общий  фонд,  не  перечёркиваясь  последующими  успехами познания, а лишь уточняясь и перерабатываясь.

Преемственность  науки  приводит  к  единой  линии  её  поступательного  развития  и необратимому его характеру. Она обеспечивает также функционирование науки как особого вида "социальной  памяти" человечества,  теоретически  кристаллизующей  прошлый  опыт  познания действительности и овладения её законами.

Процесс  развития  науки  находит  своё  выражение  не  только  в  возрастании  суммы накапливаемых положительных знаний. Он затрагивает также всю структуру науки. На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм- фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения, т.е. всего того,  что  объединяют  понятием  стиля  мышления.  Например,  для  античного  стиля  мышления характерно  было  наблюдение  как  основной  способ  получения  знания;  наука  нового  времени опирается на эксперимент и на господство аналитического подхода, направляющего мышление к поиску простейших, далее не разложимых первоэлементов исследуемой реальности. Современная наука характеризуется стремлением к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов.

Каждая конкретная структура научного мышления после своего утверждения открывает путь к экстенсивному развитию познания, к его распространению на новые сферы реальности. Однако накопление  нового  материала,  не  поддающегося  объяснению  на  основе  существующих  схем,  заставляет искать новые, интенсивные пути развития науки, что приводит время от времени к научным революциям, т.е. радикальной смене основных компонентов содержательной структуры науки,  к  выдвижению  новых  принципов  познания,  категорий  и  методов  науки.  Чередование экстенсивных и революционных периодов развития, характерное как для науки в целом, так и для отдельных её отраслей, рано или поздно находит своё выражение также и в соответствующих изменениях форм организации науки.

Всю  историю  науки  пронизывает  сложное  диалектическое  сочетание  процессов дифференциации и интеграции; освоение всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению её на всё более специализированные области знания; вместе с тем потребность в синтезе знания постоянно находит выражение в тенденции кинтеграции науки. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку

- сообразно с вовлечением в процесс познания новых областей и сторон действительности. Для современной  науки  становится  всё  более  характерным  переход  от  предметной  к  проблемной ориентации,  когда  новые  области  знания  возникают  в  связи  с  выдвижением  определённой крупной  теоретической  или  практической  проблемы.  Так  возникло  значительное  количество стыковых(пограничных) наука типа биофизики и т.п. Их появление продолжает в новых формах процесс дифференциации науки, но вместе с тем даёт и новую основу для интеграции прежде разобщенных научных дисциплин.

Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки выполняют философия, которая обобщает научную картину мира, а также отдельные научные дисциплины типа математики, логики, кибернетики, вооружающие науку системой единых методов.

Науку можно рассматривать как систему, состоящую: из теории; методологии, методики и техники исследований; практики внедрения полученных результатов. Если науку рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта познания, то она включает в себя следующие

элементы: объект– то,  что  изучает  конкретная  наука.  Например,  объектом  теории  финансов являются основные закономерности возникновения и развития финансов, их сущность, назначение

и  функционирование;  субъект– конкретный  научный  работник,  специалист,  исследователь, научная  организация;  научная  деятельность  субъектов,  применяющих  определенные  приемы, методы для обнаружения законов действительности.

Развитие науки идет от сбора фактов, их изучения и систематизации, обобщения и раскрытия отдельных  закономерностей  к  связанной,  логически  стройной  системе  научных  знаний,  которая позволяет объяснить уже известные факты и предсказать новые.

Путь  познания  определяется  от  живого  созерцания  к  абстрактному  мышлению  и  от последнего к практике.

Процесс  познания  включает  накопление  фактов.  Без  систематизации  и  обобщения,  без логического  осмысления  фактов  не  может  существовать  ни  одна  наука.  Но  хотя  факты— это необходимый материал для ученого, сами по себе они еще не наука. Факты становятся составной частью научных знаний, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде.

Факты  систематизируют  и  обобщают  с  помощью  простейших  абстракций— понятий(определений),  являющихся  важными  структурными  элементами  науки.  Наиболее  широкие

Понятия называют категориями. Это самые общие абстракции. К категориям относятся философские понятия о форме и содержании явлений, в экономической теории— это товар, стоимость и т. д.

Важная  форма  знаний— принципы(постулаты),  аксиомы.  Под  принципом  понимают исходные положения какой-либо отрасли науки. Они являются начальной формой систематизации знаний(аксиомы евклидовой геометрии, постулат Бора в квантовой механике и т. д.).

Важнейшим составным звеном в системе научных знаний являются научные законы,  отражающие наиболее существенные, устойчивые, повторяющиеся объективные внутренние связи в природе, обществе и мышлении. Обычно законы выступают в форме определенного соотношения понятий, категорий.

Наиболее  высокой  формой  обобщения  и  систематизации  знаний  является  теория.  Под теорией понимают учение об обобщенном опыте(практике), формулирующее научные принципы и методы,  которые  позволяют  обобщить  и  познать  существующие  процессы  и  явления,  проанализировать  действие  на  них  разных  факторов  и  предложить  рекомендации  по использованию их в практической деятельности людей.

1.2. Классификация наук

Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему наук в целом, весьма условно можно подразделить на 3 большие группы(подсистемы) - естественные, общественные и технические,  различающиеся  по  своим  предметам  и  методам.  Резкой  грани  между  этимиподсистемами нет - ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение. Так, например, на  стыке  технических  и  общественных  наука  находится  техническая  эстетика,  между естественными и техническими наука- бионика, между естественными и общественными наука- экономическая география. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, образует систему разнообразным  способом  координированных  и  субординированных  предметными  и методическими  связями  отдельных  наук,  что  делает  проблему  их  детальной  классификации крайне сложной и полностью не решенной до сегодняшнего дня.

Наряду  с  традиционными  исследованиями,  проводимыми  в  рамках  какой-либо  одной отрасли науки, проблемный характер ориентации современной наука вызвал к жизни широкое развёртывание  междисциплинарных  и  комплексных  исследований,  проводимых  средствами нескольких  различных  научных  дисциплин,  конкретное  сочетание  которых  определяется характером соответствующей проблемы. Примером этого является исследование проблем охраны природы,  находящееся  на  перекрёстке  технических  наук,  биологии,  наук  о  Земле,  медицины, экономики, математики и др. Такого рода проблемы, возникающие в связи с решением крупных хозяйств, и социальных задач, типичны для современной науки. По своей направленности, по непосредственному  отношению  к  практике  отдельные  науки  принято  подразделять  на фундаментальные  и  прикладные.  Задачей  фундаментальных  наук  является  познание  законов,  управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления.

Эти  законы  и  структуры  изучаются  в"чистом  виде",  как  таковые,  безотносительно  к  их

возможному  использованию.  Поэтому  фундаментальные  науки  иногда  называют"чистыми".

Непосредственная цель прикладных наука- применение результатов фундаментальных наука для решения  не  только  познавательных,  но  и  социально-практических  проблем.  Поэтому  здесь критерием успеха служит не только достижение истины, но и мера удовлетворения социального заказа.  На  стыке  прикладных  наук  и  практики  развивается  особая  область  исследований- разработки,  переводящие  результаты  прикладных  наука  в  форму  технологических  процессов, конструкций, промышленных материалов и т.п.

Прикладные  науки  могут  развиваться  с  преобладанием  как  теоретической,  так  и практической проблематики. Например, в современной физике фундаментальную роль играют тэлектродинамика  и  квантовая  механика,  приложение  которых  к  познанию  конкретных предметных областей образует различные отрасли теоретической прикладной физики- физику металлов, физику полупроводников и т.п. Дальнейшее приложение их результатов к практике порождает разнообразные практические прикладные науки- металловедение, полупроводниковую технологию  и  т.п.,  прямую  связь  которых  с  производством  осуществляют  соответствующие конкретные разработки. Все технические наука являются прикладными.

Как правило, фундаментальные науки опережают в своём развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. В современной науке на долю прикладных приходится до80-90% всех исследований  и  ассигнований.  Одна  из  насущных  проблем  современной  организации  науки- установление прочных, планомерных взаимосвязей и сокращение сроков движения в рамках цикла "фундаментальные исследования- прикладные исследования- разработки- внедрение".

В  Классификаторе  направлений  и  специальностей  высшего  профессионального образования  с  перечнем  магистерских  программ(специализаций),  разработанных  научно-методическими  советами– отделениями  УМО  по  направлениям  образования  выделены:

1) естественные науки и математика(механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и др.);

2) гуманитарные и социально-экономические науки (культурология,  теология,  филология,  философия,  лингвистика,  журналистика,  книговедение,

история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, менеджмент, экономика, искусство, физическая культура, коммерция, агроэкономика, статистика, искусство, юриспруденция и др.);

3) технические науки(строительство, полиграфия, телекоммуникации,  металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, геодезия, радиотехника, архитектураи др.); сельскохозяйственные науки(агрономия, зоотехника, ветеринария, агроинженерия, лесное дело, рыболовство и др.).

В  Номенклатуре  специальностей  научных  работников,  утвержденной  Министерством

науки  и  технологий  РФ25 января2000 г.,  указаны  следующие  отрасли  науки:  физико-математические,  химические,  биологические,  геолого-минералогические,  технические, сельскохозяйственные,  исторические,  экономические,  философские,  филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и  науки  о  земле.  Каждая  из  названных  групп  наук  может  быть  подвергнута  дальнейшему дроблению.  В  статистических  сборниках  обычно  выделяют  следующие  секторы  науки: академический, отраслевой, вузовский и заводской.

 

Литература

1.  Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2002. - 112 с.

2.  Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Феникс- 2001, 127 с.

3.  Дикий Н.А., Халатов А.А. Основы научных исследований. – Киев: Вища школа, 1985.

4.  Методическая разработка по написанию и защите дипломных работ. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. – 73 с.

 

5.  Уваров А.А. Руководство подготовки дипломных работ. -  ДИС- 2001, 96 с.



Зарегистрируйтесь или войдите в Ваш аккаунт, чтобы оставить комментарий.




ФИО Ратушняк Денис Юрьевич
Год рождения
Телефон
E-mail
Образование (учреждение, год окончания)
Имеющаяся категория
Стаж педагогической работы
Наименование должности в соответствие с трудовой книжкой преподаватель
Доля обучающихся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету (за 3 года)
Доля обучающихся, получивших "4" и "5", от общего количества обучающихся по преподаваемому предмету
Наличие победителей и призеров олимпиад студентов на муниципальном и региональном уровне (за 3 года)
Руководство научным обществом учащихся, наличие участников научных конференций на муниципальном, региональном, федеральном или международном уровне (за 3 года)
Наличие победителей научных конференций учащихся на муниципальном, региональном, федеральном или международном уровне (за 3 года)
Наличие победителей фестивалей, конкурсов, смотров, выставок творческих работ по преподаваемым предметам на муниципальном, региональном, федеральном или международном уровне (за 3 года)
Достижения в организации внеурочной деятельности по предмету (кружки, клубы, секции)
Результаты деятельности педагога в качестве классного руководителя (требуемые форматы: "jpg", "doc", "pdf", "ppt" или ссылка на сайт)
Мастерская педагога-профессионала (разработка дидактического и раздаточного материала, ученические проекты и др.) (требуемые форматы: "jpg", "doc", "pdf", "ppt" или ссылка на сайт)
Использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, использование метода проектов и др.)
Наличие методических разработок, востребованных педагогическим сообществом (требуемые форматы: "jpg", "doc", "pdf", "ppt" или ссылка на сайт)
Наличие интернет-проектов, инициированных и реализованных педагогическим работником самостоятельно или совместно с детьми (требуемые форматы: "jpg", "doc", "pdf", "ppt" или ссылка на сайт)
Наличие электронных образовательных ресурсов по направлению профессиональной деятельности (требуемые форматы: "jpg", "doc", "pdf", "ppt" или ссылка на сайт)
Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках проведения мастер-классов, семинаров, конференций, круглых столов и др. в сетевом педагогическом сообществе (требуемые форматы: "jpg", "doc", "pdf", "ppt" или ссылка на сайт)
Наличие публикаций, иллюстрирующих инновационный опыт педагогического работника (требуемые форматы: "jpg", "doc", "pdf", "ppt" или ссылка на сайт)
Участие педагогического работника в экспериментальной работе (требуемые форматы: "jpg", "doc", "pdf", "ppt" или ссылка на сайт)
Участие педагогического работника в конкурсах профессионального мастерства на муниципальном, региональном и федеральном уровне (требуемые форматы: "jpg")
  • Электронный учебник MS Excel

    50 Кб - 60 загрузок

    Свод законов: "информационная безопасность"
    Внимание! Файл в формате .rar. Для его открытия необходим просмоторщик .rar файлов:Winrar,Winzip

    50 Кб - 60 загрузок

    Правила создания и оформления презентации (защита курсовой и дипломной работы)
    Внимание! Файл в формате .pdf. Для его открытия необходим просмоторщик .pdf файлов:Addobe Reader, Foxit Reader

    50 Кб - 118 загрузок

    Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ
    Внимание! Файл в формате .doc. Для его открытия необходим просмоторщик .doc файлов:MS Word

    50 Кб - 99 загрузок

    Учебное пособие по графическому редактору GIMP 2
    Внимание! Файл в формате .pdf. Для его открытия необходим просмоторщик .pdf файлов:Addobe Reader

    12500 Кб - 30 загрузок

    Программа GIMP 2
    Внимание! Файл в формате .exe. Для его открытия необходимо запустить установочный файл

    12500 Кб - 41 загрузка

    Медицинская информатика
    Внимание! Файл в формате .pdf. Для его открытия необходим просмоторщик .pdf файлов:Addobe Reader, Foxit Reader

    12500 Кб - 73 загрузки

    Медицинская информатика
    Внимание! Файл в формате .pdf. Для его открытия необходим просмоторщик .pdf файлов:Addobe Reader, Foxit Reader

    12500 Кб - 50 загрузок

    Рабочая программа "Основы научных исследований"
    Внимание! Файл в формате .doc. Для его открытия необходим просмоторщик .doc файлов:MS Word

    12500 Кб - 41 загрузка

    Рабочая программа "Основы научных исследований"
    Внимание! Файл в формате .doc. Для его открытия необходим просмоторщик .doc файлов:MS Word

    12500 Кб - 43 загрузки

  • Полезные ссылки

    • ИМК
    • Департамент
    • Департамент

    Новостная подписка колледжа

    Введите ваш e-mail:

    Администрация

    завуч
    Татьяна Валентиновна Кудрина

    Директор колледжа, кандидат медицинских наук

    завуч
    Татьяна Николаевна Власова

    Заведующая филиалом, Отличник здравоохранения РФ

    завуч
    Дарья Андреевна Витюховская

    Заведующая медсестринским отделением

    зам по УВР
    Евгения Станиславовна Коткова

    Заведующая фельдшерским отделением

    Отличники колледжа