• День открытых дверей

    Информация для абитуриентов. 30 марта в 10.00 в Шуйском филиале "ИМК" состоится День открытых дверей. Приглашаем учащихся 9 классов и их родителейЧитать далее

  • Студенческая конференция

    25 января 2019 состоялась первая ежегодная студенческая конференция, посвященная Дню российского студенчества «КОНСОЛИДАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА МЕДИЦИНСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ».Читать далее

  • Посвящение в студенты

    30 октября 2018 года первокурсники стали полноправными членами большой и дружной семьи, частичкой единого целого - они стали студентами Медицинского колледжа.Читать далее

  • Шуйский филиал "ИМК"

    Двери медицинского колледжа открыты для всех, кто желает связать свою жизнь с медициной, получить очень важную и самую гуманную профессиюЧитать далее

  • #БЫТЬВСЕГДАРЯДОМ

    В колледже постоянно работают волонтерские клубы. Один из них клуб "Больничные клоуны и Ко". Четыре года больничные клоуны работали с детьми социально-реабилитационного центра, детским отделением Шуйской ЦРБ Читать далее

  • Один день из жизни колледжа

    Студентам колледжа было предложено, используя цифровой фотоаппарат, индивидуальность команды и неординарность мышления каждого из её участников, рассказать всем о своем дне в колледже

  • Международная олимпиада "Осень-2016"

    Студенты 1 курса сестринского отделения приняли участие в международных олимпиадах "Осень-2016" по предметам "История России" и "Обществознание"

  • "Неделя здоровья"

    В ТЦ «Главмаг» прошла акция «Профилактика сахарного диабета. Здоровое питание»

  • Линия знаний

    Студенты ШМК под руководством О.М. Бытиной стали победителями всероссийской олимпиады по Экологии

  • Студенты ШМК завоевали призовые места во Всероссийской олимпиаде "История знаний"

Уважаемые студенты, преподаватели, абитуриенты. Просим вас принять участие в следующих конкурсах:

Блог Лосева Н.М.

ратушняк
Лосева Надежда Михайловна

Блог Лосевой Н.М.; преподаватель дисциплин: Фармакология, Клиническая фармакология, Фитотерапия

Категории новостей


Лекция 1

Опубликовал Лосева НМ - 479 просмотров; 8 сентября 2014, 12:25

                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                 Л Е К Ц И Я  № 1

  

            Тема: «ВВЕДЕНИЕ  В  ПРЕДМЕТ; ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ».

 

Вопрос № 1. Предмет и задачи фармакологии.

               Современная фармакология – это наука о взаимодействии лекарственных веществ с организмом и о путях изыскания новых лекарственных средств.

     В переводе с греческого языка «фармакология» означает учение о лекарстве ( pharmacon – лекарство, logos – учение, слово ).

              При изучении действия лекарственных веществ на организм рассматривают:

 - механизм действия лекарственных веществ;

-         эффекты действия лекарственных веществ;

-         виды действия лекарственных веществ;

-         локализацию лекарственных веществ    - это вопросы фармакодинамики.

 Кроме того фармакологи изучают фармакокинетику, которая включает:

-         пути введения лекарственных веществ в организм;

-         превращение лекарственных веществ в организме;

-         распределение лекарственных веществ в организме;

-         выделение лекарственных веществ из организма.

              Фармакология связана с такими смежными дисциплинами, как: химиотерапия, токсикология, фармация. Не имея представления о свойствах лекарственного препарата,

 ни один медицинский работник не может рек01омендовать его больному для оказания необходимой помощи.

              В настоящее время развитие фармакологии идёт исключительно высокими темпами. Ежегодно в клиническую практику входят всё новые и новые лекарственные препараты, исключаются старые. Сейчас в мире насчитывается более 30 тысяч лекарственных препаратов. Однако большинство из них наряду с желательным действием вызывают и неблагоприятные эффекты, поэтому в каждом , конкретном случае необходима строгая оценка пользы и вреда лекарственного средства.

       Вопрос № 2. История фармакологии и роль отечественных учёных в её развитии.

               История применения лекарственных средств является одной из самых древних. Известно, что в Древней Греции Гиппократ( 3 век до н.э.) использовал различные лекарственные растения для лечения заболеваний. Он рекомендовал применение целых, необработанных растений, считая, что они так лучше сохраняют целебные свойства. Во 2 веке н.э. римский врач Клавдий Гален  широко применял в медицинской практике различные вытяжки               (извлечения) из лекарственного растительного сырья, используя для этих целей вина, уксусы. Спиртовые вытяжки из лекарственных растений применяют и в настоящее время. Это настойки и экстракты, получившие название «галеновые препараты». В сочинениях известного врача средневековья Абу Али Ибн-Сины (Авиценны), жившего в 11 веке, упоминается большое количество лекарственных средств растительного происхождения (камфора, препараты белены, ревеня, спорыньи и др.). В 15 – 16 веках Парацельс применил в лечебной практике неорганические лекарственные вещества: соединения железа, ртути, свинца, меди, мышьяка, серы, сурьмы.

    Для развития отечественной фармакологии большое значение имели реформы Петра 1, послужившие началу зарождения фармацевтической промышленности в России. Первые руководства по лекарствоведению были написаны в конце 18-го века  Н.М.Максимовичем-Амбодиком и А.П.Нелюбиным.

Пирогов Н.И. и Филомафитский А.М. – экспериментально изучали действие первых средств для наркоза ( эфира и хлороформа ) на организм животных.

Огромное значение для развития фармакологии имели работы И.П.Павлова в области физиологии сердечно-сосудистой системы и его учение об условных рефлексах. Под его руководством в клинике Боткина были исследованы многие лекарственные растения ( горицвет, ландыш, строфант, лобелия и др.). И.П.Павлов и Н.П.Кравков являются основоположниками отечественной фармакологии. Н.П.Кравков возглавил кафедру фармакологии Военно-медицинской академии после И.П.Павлова. Изучая действие лекарственных веществ в условиях искусственно вызванных патологических состояний, он создал новое направление в развитии экспериментальной фармакологии.

     Академики В.В. Закусов, М.Д. Машковский, А.В. Вальдман; профессора Д.А. Харкевич, А.Н.Кудрин и др. создали новые школы и направления отечественной фармакологии и обогатили её фундаментальными трудами. Кроме того, прогресс современной фармакологии связан с научно-исследовательской работой, проводимой в научно-исследовательских учреждениях, на кафедрах фармакологии, а также с развитием фармацевтической промышленности.

 

          Вопрос № 3.  Виды фармакотерапии.   Понятие о   лекарственном      

веществе,  лекарственном препарате и лекарственной форме.         

 

       В зависимости от особенностей воздействия на патологический процесс выделяют следующие виды фармакотерапии:

        Этиотропная терапия направлена на устранение причины ( этиологию ) заболевания.

        Патогенетическая терапия – действие лекарств направлено на подавление или устранение механизмов развития болезни (например, действие гипотензивных, антиаритмических, психотропных, противовоспалительных и др. средств ).

        Симптоматическая терапия направлена на устранение или уменьшение отдельных симптомов заболевания ( анальгетические, жаропонижающие, диуретические и др. ).

        Заместительная терапия применяется при недостаточности в организме больного биологически активных веществ ( гормонов, ферментов, витаминов и др.), введение которых, не устраняя причины заболевания, обеспечивает нормальную жизнь человеку в течение многих лет.

        Профилактическая терапия проводится для предупреждения заболеваний. В группу профилактических средств входят некоторые противовирусные, антисептические препараты, сыворотки, вакцины и др. .

        « Лекарственное вещество » - это вещество, применяемое для лечения, профилактики и диагностики заболеваний. Лекарственные вещества могут быть газообразными ( кислород, закись азота ); жидкими ( растительные и эфирные масла, спирт этиловый, глицерин, эфир и др.) ; твёрдыми, чаще порошкообразными ( новокаин, анальгин, натрия хлорид и др.) – это большинство лекарственных веществ.

        « Лекарственный препарат » ( лекарственное средство, лекарство, медикамент ) – это препарат, включающий одно или несколько лекарственных веществ и выпускаемый в определённой лекарственной форме. Например: порошок анальгина 0,5 , раствор анальгина 25%; мазь анальгина 10%, таблетка анальгина 0,5 – это четыре лекарственных препарата, содержащие одно лекарственное вещество; таблетки « Аскофен », мазь « Эфкамон », свечи « Анузол», аэрозоль «Левовинизол » - это лекарственные препараты, содержащие по несколько лекарственных веществ и имеющие заводское название.

        « Лекарственная форма » - это форма лекарственного препарата, делающая его удобным для применения. Лекарственные формы бывают: 1) твёрдые ( порошки, таблетки, капсулы, драже, леденцы, пастилки, карамель ); 2) жидкие ( растворы, суспензии, эмульсии, микстуры, настои, отвары, галеновые препараты, сиропы и др.); 3) мягкие ( мази, пасты, суппозитории, линименты );

4) лекарственные формы для инъекций ( растворы, порошки, суспензии ) – все они должны быть стерильны.

 

              Вопрос № 4.  Принципы разработки новых лекарственных

                                     препаратов.

          Важнейшей стороной деятельности фармакологов является изыскание новых лекарственных средств. Изыскиваются лекарственные вещества с новыми свойствами, а также вещества с известными свойствами, но более активные и менее токсичные по сравнению с уже существующими. Особенно быстро возросло число лекарственных средств за последние годы. Около 70 – 80% лекарственных препаратов, применяющихся в настоящее время, не были известны или не использовались всего несколько десятилетий тому назад.

          Разработка новых препаратов включает в себя ряд последовательных этапов. Первый этап  направлен на поиск перспективных соединений, возможно, обладающих лечебным действием. Основными путями поиска новых лекарственных веществ являются: а) скриниг биологически активных веществ – это направление очень трудоёмкое и позволяет получить только один перспективный препарат из нескольких тысяч исследованных соединений. В последнее время, благодаря достижениям медико-биологических наук, стало возможно проводить направленный синтез веществ с определённой фармакологической активностью и улучшенными  свойствами лекарственного препарата.

Второй этап – это доклиническое изучение биологической активности, обозначенных к дальнейшему исследованию, веществ. Доклиническое изучение вещества разделяется на фармакологическое и токсикологическое.

Цель фармакологических исследований – определение не только терапевтической эффективности препарата и его влияния на системы органов, но и возможных побочных реакций, связанных с фармакологической активностью.

При токсикологических исследованиях устанавливают характер и возможные повреждающие воздействия на организм экспериментальных животных. Здесь выделяют: 1) изучение токсичности при однократном введении; 2) определение хронической токсичности веществ при повторном  введении; 3) установление специфического влияния ( онкогенность, мутагенность, тератогенность и др.).

Третий этап – клинические испытания нового лекарственного вещества             (препарата). Проводится оценка терапевтической и профилактической эффективности, переносимости, установление доз и схем применения препарата, а также сравнительных характеристик с другими лекарственными средствами. Здесь различают четыре взаимосвязанных фазы:

Первая фаза – устанавливают переносимость препарата на ограниченном числе больных ( 5 –10 человек ), а также на здоровых добровольцах.

Вторая фаза – количество больных увеличивают до 100 – 200 человек, на этом этапе для получения более достоверных данных используют « слепой » и «двойной слепой » методы.

Третья фаза – получение дополнительной информации. Исследования ведутся в стационарных и амбулаторных условиях на сотнях и тысячах больных; назначают препарат больным с сопутствующими заболеваниями.

Четвёртая фаза – после выдачи фармакологическим комитетом рекомендации к практическому применению препарата, действие его продолжают изучать, обращая особое внимание на сбор и анализ данных о побочных действиях.   

  

 

                         Домашнее задание:

                                1)  уч. Н.И.Федюкович   стр. 5 – 12

                                2)  уч. В.В. Майский      сир.  3 – 15

 

                                3)  Лекционный материал.                                                                                        



Зарегистрируйтесь или войдите в Ваш аккаунт, чтобы оставить комментарий.




Назад / Вперед
  • Полезные ссылки

    • ИМК
    • Департамент
    • Департамент

    Новостная подписка колледжа

    Введите ваш e-mail:

    Администрация

    завуч
    Татьяна Валентиновна Кудрина

    Директор колледжа, кандидат медицинских наук

    завуч
    Блинова Мария Вячеславовна

    Заведующий Шуйским филиалом

    зам по УВР
    Евгения Станиславовна Коткова

    Заведующий фельдшерским отделением

    Hello-Site.ru. Бесплатный конструктор сайтов.