• Посвящение в студенты

    30 октября 2018 года первокурсники стали полноправными членами большой и дружной семьи, частичкой единого целого - они стали студентами Медицинского колледжа.Читать далее

  • Шуйский филиал "ИМК"

    Двери медицинского колледжа открыты для всех, кто желает связать свою жизнь с медициной, получить очень важную и самую гуманную профессиюЧитать далее

  • #БЫТЬВСЕГДАРЯДОМ

    В колледже постоянно работают волонтерские клубы. Один из них клуб "Больничные клоуны и Ко". Четыре года больничные клоуны работали с детьми социально-реабилитационного центра, детским отделением Шуйской ЦРБ Читать далее

  • Один день из жизни колледжа

    Студентам колледжа было предложено, используя цифровой фотоаппарат, индивидуальность команды и неординарность мышления каждого из её участников, рассказать всем о своем дне в колледже

  • Международная олимпиада "Осень-2016"

    Студенты 1 курса сестринского отделения приняли участие в международных олимпиадах "Осень-2016" по предметам "История России" и "Обществознание"

  • "Неделя здоровья"

    В ТЦ «Главмаг» прошла акция «Профилактика сахарного диабета. Здоровое питание»

  • Линия знаний

    Студенты ШМК под руководством О.М. Бытиной стали победителями всероссийской олимпиады по Экологии

  • Студенты ШМК завоевали призовые места во Всероссийской олимпиаде "История знаний"

Уважаемые студенты, преподаватели, абитуриенты:

Блог Лосева Н.М.

ратушняк
Лосева Надежда Михайловна

Блог Лосевой Н.М.; преподаватель дисциплин: Фармакология, Клиническая фармакология, Фитотерапия

Категории новостей


Лекция 1

Опубликовал Лосева НМ - 400 просмотров; 8 сентября 2014, 12:25

                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                 Л Е К Ц И Я  № 1

  

            Тема: «ВВЕДЕНИЕ  В  ПРЕДМЕТ; ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ».

 

Вопрос № 1. Предмет и задачи фармакологии.

               Современная фармакология – это наука о взаимодействии лекарственных веществ с организмом и о путях изыскания новых лекарственных средств.

     В переводе с греческого языка «фармакология» означает учение о лекарстве ( pharmacon – лекарство, logos – учение, слово ).

              При изучении действия лекарственных веществ на организм рассматривают:

 - механизм действия лекарственных веществ;

-         эффекты действия лекарственных веществ;

-         виды действия лекарственных веществ;

-         локализацию лекарственных веществ    - это вопросы фармакодинамики.

 Кроме того фармакологи изучают фармакокинетику, которая включает:

-         пути введения лекарственных веществ в организм;

-         превращение лекарственных веществ в организме;

-         распределение лекарственных веществ в организме;

-         выделение лекарственных веществ из организма.

              Фармакология связана с такими смежными дисциплинами, как: химиотерапия, токсикология, фармация. Не имея представления о свойствах лекарственного препарата,

 ни один медицинский работник не может рек01омендовать его больному для оказания необходимой помощи.

              В настоящее время развитие фармакологии идёт исключительно высокими темпами. Ежегодно в клиническую практику входят всё новые и новые лекарственные препараты, исключаются старые. Сейчас в мире насчитывается более 30 тысяч лекарственных препаратов. Однако большинство из них наряду с желательным действием вызывают и неблагоприятные эффекты, поэтому в каждом , конкретном случае необходима строгая оценка пользы и вреда лекарственного средства.

       Вопрос № 2. История фармакологии и роль отечественных учёных в её развитии.

               История применения лекарственных средств является одной из самых древних. Известно, что в Древней Греции Гиппократ( 3 век до н.э.) использовал различные лекарственные растения для лечения заболеваний. Он рекомендовал применение целых, необработанных растений, считая, что они так лучше сохраняют целебные свойства. Во 2 веке н.э. римский врач Клавдий Гален  широко применял в медицинской практике различные вытяжки               (извлечения) из лекарственного растительного сырья, используя для этих целей вина, уксусы. Спиртовые вытяжки из лекарственных растений применяют и в настоящее время. Это настойки и экстракты, получившие название «галеновые препараты». В сочинениях известного врача средневековья Абу Али Ибн-Сины (Авиценны), жившего в 11 веке, упоминается большое количество лекарственных средств растительного происхождения (камфора, препараты белены, ревеня, спорыньи и др.). В 15 – 16 веках Парацельс применил в лечебной практике неорганические лекарственные вещества: соединения железа, ртути, свинца, меди, мышьяка, серы, сурьмы.

    Для развития отечественной фармакологии большое значение имели реформы Петра 1, послужившие началу зарождения фармацевтической промышленности в России. Первые руководства по лекарствоведению были написаны в конце 18-го века  Н.М.Максимовичем-Амбодиком и А.П.Нелюбиным.

Пирогов Н.И. и Филомафитский А.М. – экспериментально изучали действие первых средств для наркоза ( эфира и хлороформа ) на организм животных.

Огромное значение для развития фармакологии имели работы И.П.Павлова в области физиологии сердечно-сосудистой системы и его учение об условных рефлексах. Под его руководством в клинике Боткина были исследованы многие лекарственные растения ( горицвет, ландыш, строфант, лобелия и др.). И.П.Павлов и Н.П.Кравков являются основоположниками отечественной фармакологии. Н.П.Кравков возглавил кафедру фармакологии Военно-медицинской академии после И.П.Павлова. Изучая действие лекарственных веществ в условиях искусственно вызванных патологических состояний, он создал новое направление в развитии экспериментальной фармакологии.

     Академики В.В. Закусов, М.Д. Машковский, А.В. Вальдман; профессора Д.А. Харкевич, А.Н.Кудрин и др. создали новые школы и направления отечественной фармакологии и обогатили её фундаментальными трудами. Кроме того, прогресс современной фармакологии связан с научно-исследовательской работой, проводимой в научно-исследовательских учреждениях, на кафедрах фармакологии, а также с развитием фармацевтической промышленности.

 

          Вопрос № 3.  Виды фармакотерапии.   Понятие о   лекарственном      

веществе,  лекарственном препарате и лекарственной форме.         

 

       В зависимости от особенностей воздействия на патологический процесс выделяют следующие виды фармакотерапии:

        Этиотропная терапия направлена на устранение причины ( этиологию ) заболевания.

        Патогенетическая терапия – действие лекарств направлено на подавление или устранение механизмов развития болезни (например, действие гипотензивных, антиаритмических, психотропных, противовоспалительных и др. средств ).

        Симптоматическая терапия направлена на устранение или уменьшение отдельных симптомов заболевания ( анальгетические, жаропонижающие, диуретические и др. ).

        Заместительная терапия применяется при недостаточности в организме больного биологически активных веществ ( гормонов, ферментов, витаминов и др.), введение которых, не устраняя причины заболевания, обеспечивает нормальную жизнь человеку в течение многих лет.

        Профилактическая терапия проводится для предупреждения заболеваний. В группу профилактических средств входят некоторые противовирусные, антисептические препараты, сыворотки, вакцины и др. .

        « Лекарственное вещество » - это вещество, применяемое для лечения, профилактики и диагностики заболеваний. Лекарственные вещества могут быть газообразными ( кислород, закись азота ); жидкими ( растительные и эфирные масла, спирт этиловый, глицерин, эфир и др.) ; твёрдыми, чаще порошкообразными ( новокаин, анальгин, натрия хлорид и др.) – это большинство лекарственных веществ.

        « Лекарственный препарат » ( лекарственное средство, лекарство, медикамент ) – это препарат, включающий одно или несколько лекарственных веществ и выпускаемый в определённой лекарственной форме. Например: порошок анальгина 0,5 , раствор анальгина 25%; мазь анальгина 10%, таблетка анальгина 0,5 – это четыре лекарственных препарата, содержащие одно лекарственное вещество; таблетки « Аскофен », мазь « Эфкамон », свечи « Анузол», аэрозоль «Левовинизол » - это лекарственные препараты, содержащие по несколько лекарственных веществ и имеющие заводское название.

        « Лекарственная форма » - это форма лекарственного препарата, делающая его удобным для применения. Лекарственные формы бывают: 1) твёрдые ( порошки, таблетки, капсулы, драже, леденцы, пастилки, карамель ); 2) жидкие ( растворы, суспензии, эмульсии, микстуры, настои, отвары, галеновые препараты, сиропы и др.); 3) мягкие ( мази, пасты, суппозитории, линименты );

4) лекарственные формы для инъекций ( растворы, порошки, суспензии ) – все они должны быть стерильны.

 

              Вопрос № 4.  Принципы разработки новых лекарственных

                                     препаратов.

          Важнейшей стороной деятельности фармакологов является изыскание новых лекарственных средств. Изыскиваются лекарственные вещества с новыми свойствами, а также вещества с известными свойствами, но более активные и менее токсичные по сравнению с уже существующими. Особенно быстро возросло число лекарственных средств за последние годы. Около 70 – 80% лекарственных препаратов, применяющихся в настоящее время, не были известны или не использовались всего несколько десятилетий тому назад.

          Разработка новых препаратов включает в себя ряд последовательных этапов. Первый этап  направлен на поиск перспективных соединений, возможно, обладающих лечебным действием. Основными путями поиска новых лекарственных веществ являются: а) скриниг биологически активных веществ – это направление очень трудоёмкое и позволяет получить только один перспективный препарат из нескольких тысяч исследованных соединений. В последнее время, благодаря достижениям медико-биологических наук, стало возможно проводить направленный синтез веществ с определённой фармакологической активностью и улучшенными  свойствами лекарственного препарата.

Второй этап – это доклиническое изучение биологической активности, обозначенных к дальнейшему исследованию, веществ. Доклиническое изучение вещества разделяется на фармакологическое и токсикологическое.

Цель фармакологических исследований – определение не только терапевтической эффективности препарата и его влияния на системы органов, но и возможных побочных реакций, связанных с фармакологической активностью.

При токсикологических исследованиях устанавливают характер и возможные повреждающие воздействия на организм экспериментальных животных. Здесь выделяют: 1) изучение токсичности при однократном введении; 2) определение хронической токсичности веществ при повторном  введении; 3) установление специфического влияния ( онкогенность, мутагенность, тератогенность и др.).

Третий этап – клинические испытания нового лекарственного вещества             (препарата). Проводится оценка терапевтической и профилактической эффективности, переносимости, установление доз и схем применения препарата, а также сравнительных характеристик с другими лекарственными средствами. Здесь различают четыре взаимосвязанных фазы:

Первая фаза – устанавливают переносимость препарата на ограниченном числе больных ( 5 –10 человек ), а также на здоровых добровольцах.

Вторая фаза – количество больных увеличивают до 100 – 200 человек, на этом этапе для получения более достоверных данных используют « слепой » и «двойной слепой » методы.

Третья фаза – получение дополнительной информации. Исследования ведутся в стационарных и амбулаторных условиях на сотнях и тысячах больных; назначают препарат больным с сопутствующими заболеваниями.

Четвёртая фаза – после выдачи фармакологическим комитетом рекомендации к практическому применению препарата, действие его продолжают изучать, обращая особое внимание на сбор и анализ данных о побочных действиях.   

  

 

                         Домашнее задание:

                                1)  уч. Н.И.Федюкович   стр. 5 – 12

                                2)  уч. В.В. Майский      сир.  3 – 15

 

                                3)  Лекционный материал.                                                                                        



Зарегистрируйтесь или войдите в Ваш аккаунт, чтобы оставить комментарий.




Назад / Вперед
  • Полезные ссылки

    • ИМК
    • Департамент
    • Департамент

    Новостная подписка колледжа

    Введите ваш e-mail:

    Администрация

    завуч
    Татьяна Валентиновна Кудрина

    Директор колледжа, кандидат медицинских наук

    завуч
    Татьяна Николаевна Власова

    Заведующая филиалом, Отличник здравоохранения РФ

    завуч
    Блинова Мария Вячеславовна

    Заведующий учебной частью Шуйского филиала

    зам по УВР
    Евгения Станиславовна Коткова

    Заведующий фельдшерским отделением

    Отличники колледжа


    Hello-Site.ru. Бесплатный конструктор сайтов.